Форум » История, стили, ритмы и мифы » Мифы и легенды о танце » Ответить

Мифы и легенды о танце

Леонид Брон:

Ответов - 4

Леонид Брон: Все мы в детстве слушали сказки Шахеризады из 1001 ночи мы были поглажены востоком и его жителями,Симбад,Алладин,прекрасные пери и джины .Сказки и мифы востока всегда были любимы нами ,предлагаю возразить нашу память и погрузиться в мир мифов и сказок востока

Леонид Брон: Мир исиды {Исида} Вот я пред тобой, Луций, твоими тронутая мольбами, мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшая из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновения, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Исида – своему почитателю Луцию в «Метомарфозах» Апулея {богиня} Древнеегипетская богиня, олицетворяющая производительные силы природы, хранительница сокровенных тайн. На храме Исиды в Саисе было начертано: «Я, то, что было, есть и будет: никто из смертных не приподнимал моего покрывала». Отсюда возникло выражение «Покрывало Исиды», употребляемое в значении: сокровенная тайна, скрываемая истина. В стихотворении Шиллера «Завешенная статуя в Саисе» рассказывается о статуе Исиды, закрытой плотной тканью. Жрец Саисского храма объясняет своему ученику, что за этим покрывалом таится истина. Но – по воле богини- никто не смеет коснуться покрывала, пока она сама не совлечет его. Состояние духовной чистоты – главная цель служителей и почитателей Исиды. Хотя в древние времена жизнь, как правило, проходила в более медленном ритме, а люди находились в более тесном контакте с первозданной красотой природы, ритуалы духовного очищения проводились регулярно. Они были необходимы перед входом в святилище, перед молитвой, перед воззванием к божественной силе для исцеления. {очищение} Те, кто сегодня следует путем Исиды, живут в мире, где загрязнение окружающей среды стало обычным делом. Теперь мы считаем, что нам повезло, если содержание вредных веществ в атмосфере и промышленных отходов в почве находится на «безопасном» уровне. В современном мире, с его шумом, с беспрестанной, а иногда бессмысленной деятельностью, ритуалы очищения приобретают еще более важное значение. По сути своей, очистительные ритуалы сводятся к осознанному очищению тела и духа. Они представляют собой разновидность благословения, когда позитивная чистая энергия уносит прочь тревоги и негативные эмоции. Хорошо выполненный ритуал очищения аналогичен психотерапевтической профилактике и сочетает в себе преимущества современной медицины и духовной терапии. Очистительные ритуалы оказывают не только глубокое психологическое воздействие, хотя этот компонент имеет важное значение. Помимо духовного, есть еще физиологический эффект простого омовения, очистительных ванн, помазание натуральными маслами, очищение светом, окуриванием. Правильно подобранная одежда, ювелирные украшения, амулеты, символы, знаки, цвета, ткани, ароматы, продукты оказывают целительное воздействие на человека. {Исида – танцующая богиня} Исида была танцовщицей живота. Действительно, при раскопках древних храмов Исиды археологи обнаруживали кастаньеты и тамбурины танцовщиц. Звуки систра убедительно дополняют рокот барабанов в танцевальной музыке Ближнего и Среднего Востока. Многоцветные покрывала танцовщиц живота, по свидетельствам древних авторов, служили одеянием для Исиды и символизировали полумесяц. Коровьи рога Исиды тоже ассоциировались с развевающимися одеяниями во время танцев. Движение поднимающегося и опускающегося покрывала танцовщицы не что иное, как напоминание о покрове Исиды и ее мистериях, которые либо открываются перед посвященными, либо остаются скрытыми для непосвященных. Всевозможные танцы, исполняемые как мужчинами, так и женщинами – важный элемент культа Исиды. В некоторых храмах ежедневно устраивались церемонии с песнями в честь Исиды и Осириса. В Египте фараоны танцевали перед богами и богинями, когда обращались к ним за советом или просили о поддержке. Некоторые авторы полагают, что танцоры гаваджи в современном Египте происходят от касты священных танцоров, принимающих участие в храмовых ритуалах. Ритмичная мелодия танца гаваджи производит завораживающее воздействие, и танцоры легко впадают в состояние транса во время представления. {энергия} Почему людям так нравиться ходить на концерты и слушать хорошую музыку. Глубокое духовное очищение, которое мы испытываем, создается звуковыми вибрациями. Все виды музыки годятся для духовного очищения. Музыка, как и аромат, оказывает тонкое воздействие на физический и духовный уровни человека. Определенные мелодии или музыкальные стили очищают душу и поднимают сознание на более высокий уровень. Бряцающий или постукивающий звук систр выполняют ту же функцию, что и погремушка современного шамана: ОН АКТИВИЗИРУЕТ ПОТОКИ ЭНЕРГИИ И ОЧИЩАЕТ ИХ ОТ НЕГАТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. {из истории} Культ Исиды имеет очень долгую и сложную историю. Любимая и почитаемая, Исида хранила свой родной Египет как Богиня Трона, Богиня Любви и Магии, Великая Целительница. Существование ее культа подтверждается в текстах пирамид времен Четвертой династии ( около 2600 г. до н.э.), возможно, уходит корнями в более далекое прошлое. Исида Исет (егип. Трон. Место) В египетской мифологии богиня света, пламени, плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания. Культ Исиды пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами. Особенно со времени эллинизма. В Грекоримском мире её называли (та у которой тысяча имен). Исида входила в гелиопосльскую эннеаду богов, дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга ) Нефтиды, Сета, мать Гора. Основные повествования об Исиде тесно переплетены с мифом об Осирисе. После убийства Осириса Сетом, она отыскав с помощью Нефтиды тело мужа. При помощи магии Исида спасла от разложения тело супруга и вдохнула в него жизнь. Исида превратилась в ястреба-перепелятникаи, летая над убитым Осирисом, передала ему энергию, достаточную для зачатия ребенка, Гора, который должен был отомстить Сету. В болотах дельты Нила Исида спасаясь от преследования Сета, воспитала сына. Однажды в её отсутствие ядовитая змея ужалила младенца, но Тот своими заклинаниями исцелил Гора. Когда Гор подрос, Исида явилась с ним на суд эннеады и стала требовать для него , как законного сына Осириса, царский престол, захваченный дядей. http://www.liliya.biz/isida.html

Лора: Очень интересно А я слышала ещё множество версий о происхождении танца: 1я и самая распространенная:…Во всем была виновата пчела. Сбитая из толку сладким цветочным ароматом, который поступал от обласканного маслами тела молодой танцовщицы, перепутав ее с цветком, пчела залетела под одежду девушки во время выступления. Чтобы избавиться от непрошеной гостьи, девушка изо всех сил стала танцевать, двигая животом и бедрами. Пластичность, грация и эмоциональность, с которыми она делала эти движения, привели окружающих в восторг. Так родился один из самих древних и грациозных танцев на земле... 2й вариант:Чтобы вернуть к жизни опечаленного бога Ра и спасти людей, египетская богиня Хатор начала перед ним танцевать, рассказывая в танце о своих переживаниях и надеждах, и так увлеклась танцем, что забыла обо всем, и все, кто ее видел – забыли о горестях, а Ра вернулся к жизни и замер, боясь разрушить волшебство танца. Хатор, когда спустилась на землю, научила избранную жрицу танцу, и с тех пор восточный танец живота на многие века стал культовым, его изучали только посвященные. Существует легенда, что подобные события, правда с другими богами, происходили еще и в древней Индии и Сирии, где обучение восточным танцам (bellydance) долгое время было доступно только избранным. Танец живота с ритуальным уклоном исполняли жрицы, чтобы призвать милость Богини Земли, если был неурожай, или с сексуальным акцентом, для мужчины – когда нужно было восстановить здоровье, силы и плодородность того, кто просил помощи у богини. В индийской культуре девушек перед замужеством обязательно обучали танцу живота – чтобы не было проблем с рождением детей, чтобы не остыл интерес между мужем и женой, и чтобы муж долгое время сохранял мужскую силу..


Леонид Брон: Древность египетской цивилизации Египет — предмет, требующий особого посвящения в его таинства. Длинная и узкая полоса земли, орошаемая громадными реками и окруженная беспредельными пустынями,— таков Египет. Высокие и отвесные скалы защищали его от набегов кочующих племен. Таким образом, долина, река и племя создали самостоятельно если не древнейшую, то по крайней мере одну из знаменитых древнейших цивилизаций. За много тысяч лет до Троянской войны египтяне изобрели письмо, что доказывается, например, хранящимся теперь в Берлинском музее папирусом для священных письмен, времен Рамзеса II, полного предписаний и наставлений для лечения множества болезней. Египтяне знали также много удобств жизни, которые мы, в нашем высокомерии, считаем новейшими изобретениями, и греческие писатели, которых египетские жрецы называют детьми, исполнены воспоминаний об этой таинственной стране и описывают отца Нила, стовратные Фивы, пирамиды, город Мероэ, лабиринт, сфинкса и статую Мейкона, приветствующую восход солнца. Храмы Древнего Египта Египетская хронология, укор и образец для всех других, вырезана на вечных памятниках. Но эти обелиски, посвященные солнцу, судя по их конической форме; эти лабиринты; эти птицы с человеческими головами, изображающими тип разумной души; эти жуки, означающие производительную силу; эти сфинксы, изображающие мощь, льва или солнце и человека; эти змеи, символы жизни и вечности; эти иероглифы, долго остававшиеся для нас тайной и бывшие покрытыми мраком для народа, который в страхе и безмолвии сооружал пирамиды,— все эти символы составляли язык одного из обширнейших и наиболее выработанных тайных обществ, когда-либо существовавших. Луксорский храм, обширнейший в свете, с 6 пропилеями, длинными рядами колонн, колоссами, обелисками и сфинксами, окружен 6 галереями — каждая новая династия царей, в течение 70 веков, прибавляла новую частицу к зданию и заносила на его стенах историю своих деяний. Каждое новое прибавление удаляло верующего от святилища бога, чудо и таинственность все росли. Стены и колонны храмов были покрыты религиозными и астрономическими изображениями. Судя по тому, что многие из них представляли человеческие существа, подвергаемые пыткам и в разных мучительных положениях, некоторые исследователи пришли к выводу, что египетская вера была не менее жестока, чем мексиканская. Но это не верно: изображения представляют только наказания, которые должны были постигнуть нечестивых в будущей жизни. Египетские жрецы и цари Жреческая каста, которая одна владела ученостью, сначала властвовала безраздельно. Для собственной защиты жрецы вооружили часть населения, другую они держали в страхе суеверием или обезоруживали и ослабляли ее развратом. Платону, который судил его со стороны, это правление казалось изумительным; он видел в нем идеал, «град Господень», образец республики. Тем не менее сила неизбежно возмутилась против учения, воинство свергло власть духовенства, и рядом с первосвященниками возникли цари; а вернее, ряд тех и ряд других шел параллельно. Жрецов не отстранили; они имели вдоль берегов Нила свои дворцы, храмы, сильные как крепости и роскошные как жилища, земледельческие учреждения, торговые склады и станции для караванов. Члены этой касты управляли самими царями, распоряжаясь до мелочей всеми их действиями в течение дня; они занимали высшие должности, и в качестве ученых, судей и врачей пользовались высшими почестями. Главные школы их находились в Фивах, Мемфисе, Гелиополисе и Саисе; им принадлежала большая часть земли, которую они заставляли обрабатывать; податей они не платили, но собирали десятину. Жрецы на самом деле были избранная, привилегированная и единственная свободная часть нации. Внешнее и внутреннее учение Жрецы не придерживались языческой веры народа, но раскрыть ему глаза они считали для себя опасным. Истинное учение о божьем единстве, его тайну, они сообщали только тем, которые после многих испытаний были посвящены в мистерии. Поэтому их учение, подобно учению других жрецов, было внешнее и внутреннее. Мистерии оказывались двух родов: большие и малые; первые были мистерии Осириса и Сераписа, последние — мистерии Исиды. Мистерии Осириса праздновались в осеннее равноденствие, мистерии Сераписа — в летнее солнцестояние, а мистерии Исиды — в весеннее равноденствие. Египетская мифология Все символы и обряды в древних религиях сначала имели глубокий и всемирно-космический смысл, но в то время, когда мистерии наиболее процветали, этот первоначальный смысл утратился и был заменен астрономическим. Осирис, представляемый в Египте под видом скипетра с глазом над ним, что означало правящий и видящий, был символом солнца. Он убит Тифоном, змеем, порожденным илом реки Нила (с чем, однако, связывалось более обширное понятие о воображаемом исчезновении или смерти солнца в зимнюю пору). Исида, жена Осириса, или месяц, идет отыскивать его и, наконец, находит его тело, разрезанное на 14 кусков, то есть на столько частей, сколько дней между полнолунием и нарождением месяца. Она собирает все куски, лишь с одним значительным пропуском, а пустое место замещает тем, что послужило предметом поклонения, одного свойства с индийским лингамом. Апис, или Бык, был предметом поклонения во всем Древнем мире, потому что знак Зодиака Телец указывал на вступление в весеннее равноденствие. Феникс Египтяне считали начало года с восхода Сириуса, ярчайшей звезды в созвездии Большого Пса. Но, не приняв в соображение четверти дня, которым оканчивается год, они начинали гражданский год днем ранее, через каждые 4 года, и таким образом начало года постепенно переходило на все дни естественного года в течение четырежды 365, что составляет 1460 лет. Они воображали, что освящают и заставляют таким образом процветать все времена года, одно за другим, допуская их насладиться празднованием Исиды, которое совершалось одновременно с празднованием восхода Сириуса, хотя нередко празднование этого восхода было весьма отдаленным от самого восхода. Поэтому они ввели изображение собак, бегущих впереди колесницы Исиды. Когда в 1461 году празднество опять совпало с восходом Сириуса, сочли это годом изобилия и символически изобразили под видом птицы редкой красоты, которой дали название Феникс, deliciis abundans («богатый наслаждениями»). «Она сгорела на алтаре солнца,— говорили они,— из пепла ее образовался червячок, а из последнего развилась птица, совершенно подобная первой». Крест Крест означает огонь, но в Египте это был «нилометр», состоявший из вкопанного шеста с поперечной перекладиной, которая поднималась и опускалась с повышением и понижением уровня воды в реке. Нилометр часто завершался кругом как изображением божества, управляющего этим важным процессом. Так как разлитие Нила считалось спасением Египта, то и на знак этот стали смотреть с большим благоговением и приписывали ему тайные свойства, как, например, могущество отвращать зло. Египтяне надевали на шею своим детям и больным маленькие крестики или, вернее, изображения буквы «Т» с прикрепленным к нему кольцом (crux ansata, «крест с ручкой»). Они прикладывали их к повязкам или полотняным полоскам, которыми свивали мумии, где находят их и поныне. Словом, это стало амулетом («удаление несчастий»). Другие народы усвоили себе этот обычай, и крест, или буква «Т», которой он изображался символически во всем Древнем мире, сделался знаком, которому приписывали необыкновенное значение. В мистериях crux ansata было символом вечной жизни. Но в других странах кресту поклонялись как астрономическому знаку. В Индии неофита посвящали посредством знамения креста, который в самых древних нациях был символом Вселенной в силу того, что указывает на 4 страны света; и храмы воздвигать по крестообразному плану относится к такой древней эпохе, что она совпадает с возникновением самой архитектуры. Две большие пагоды в Бенаресе и Матуре построены в виде обширного креста, каждое крыло которого одинакового размера, что видно также в Нью-Гренджском храме в Ирландии. Но древнейший и более глубокий смысл креста относится к огню и двоякому свойству, которое везде можно наблюдать в природе. Тройное «Т» — знак масонов степени Королевской Арки. Места посвящения В Египте и других странах (Индии, Мидии, Персии, Мексике) местом посвящения была пирамида, воздвигнутая над подземными пещерами. В сущности, на пирамиды можно смотреть, судя по их объему, форме и прочности, как на искусственные горы, покрывающие схороненные города. Их форма не только символически изображала пламя, но имела еще глубже основание в конической, первобытной форме всех естественных произведений. Большая пирамида, гробница Осириса, воздвигнута была в таком положении и на такую высоту, что в весеннее и осеннее равноденствие солнце показывалось ровно в полдень на верхушке, точно будто опираясь на это громадное подножие, между тем как поклонники его, распростертые у основания, созерцали великого Осириса, когда он сходил в могилу и когда поднимался из нее с торжеством. Порядок посвящения В сопровождении проводника посвящаемый должен был сойти в глубокий и темный колодец, или род шахты, под пирамидой. Он спускался по лестнице, приставленной к боку ямы, и был снабжен факелом. Достигнув дна, он видел перед собою две двери — одна была заперта на засов, а другая поддавалась тотчас от прикосновения его руки. Пройдя в дверь, он видел извилистую галерею, между тем как дверь захлопывалась за ним с громом, который оглашал все своды. Его взору представлялись надписи, вроде следующей: «Кто пройдет по этому пути один и не оглядываясь назад, тот будет очищен огнем, водою и воздухом и, восторжествовав над страхом смерти, выйдет из недр земли на свет дневной, готовясь в душе к принятию мистерии Исиды». Идя далее, неофит достигал другой железной двери, охраняемой тремя вооруженными людьми, на блестящих шлемах которых были изображены символические животные, церберы Орфея. Здесь посвящаемому предоставлялась последняя возможность вернуться, если пожелает. Когда же он решал, что пойдет дальше, то подвергался огненному искусу, проходя через зал, наполненный зажженными горючими веществами, образующими огненные стены. Пол был устлан решетками из докрасна раскаленных железных полос, между которыми оставались узкие промежутки, куда неофит мог ступать. Когда он преодолел эту преграду, ему предстояло выдержать искус посредством воды. Широкий и темный канал, наполняемый водами Нила, преграждал ему путь. Поставив мерцающий факел себе на голову, он бросался в воду и переплывал на другой берег, где его ожидал главный искус посредством воздуха. Из воды он выходил на платформу, которая вела к двери из слоновой кости с двумя медными стенами по обе стороны. К каждой стене было приделано по громадному колесу из такого же металла. Тщетно силился неофит отворить дверь, наконец, увидав 2 больших железных кольца в двери, ухватывался за них. Вдруг платформа уходила из-под его ног, холодный ветер задувал его факел, 2 медных колеса вращались с грозной быстротой и оглушительным стуком, а неофит висел, ухватившись за кольца, над бездонной пропастью. Но, прежде чем он мог выбиться из сил, платформа становилась на свое место, двери из слоновой кости отворялись, и он видел перед собою великолепный храм, ярко освещенный и наполненный жрецами Исиды, с иерофантом во главе, все в нарядах, соответствующих мистическому значению их обязанностей. Но этим еще не оканчивался обряд посвящения. Неофита подвергали посту, который 9 раз постепенно становился строже, на 9-дневный срок. В это время ему предписывалось строгое молчание, и если он не нарушал его, то наконец был вполне посвящен во внутреннее учение Исиды. Его ставили перед тройной статуей Исиды, Осириса и Горуса (еще символ солнца), где он клялся никогда не обнаруживать того, что ему передано в святилище, и сперва выпивал поданную ему первосвященником воду Леты для забвения всего, что слышал до состояния перерождения, а потом воду Мнемозины, дабы помнить все уроки мудрости, внушенной ему в мистериях. Затем его вводили в самую сокровенную часть священного здания, где жрец обучал его применению символов, там находящихся. И тогда уже его всенародно объявляли лицом, посвященным в мистерии Исиды — первую степень египетских религиозных обрядов. Мистерии Сераписа Они составляли вторую степень. О них нам известно немного; Апулей слегка касается их. Когда Феодосий разрушил храм Сераписа, там были открыты подземные ходы и машины, где жрецы подвергали неофитов испытаниям. Порфирий, упоминая о больших мистериях, приводит выписку из Херемона, египетского жреца, которая придает астрономический смысл всей легенде об Осирисе. И Геродот, описывая храм Минервы, где совершались обряды Осириса, и говоря о могиле, находившейся в самом сокровенном тайнике, как в христианских церквах за алтарем бывает Голгофа, говорит. «Это могила бога, которого имя я не дерзаю упоминать». Calvary (Голгофа) происходит от латинского слова Calus, «лысый», в переносном смысле «бесплодный», «иссохший», указание на мертвенность природы в зимнее время. Мистерии Осириса Они составляли третью, высшую степень египетского посвящения. В них легенда об избиении Осириса братом его, Тифоном, изображалась в действии, и бог представлялся неофитом. (Впоследствии франкмасоны целиком заимствовали это посвящение для степени мастера, заменив Осириса Хирамом Абифом, одним из трех строителей Соломонова храма.) Посвященный неофит назывался «Al-om-jak», по имени божества, и догмат о едином боге составлял главную сообщенную ему тайну. Как велика и как опасна была эта тайна, легко понять, когда припомнить, что много веков после учреждения мистерий Сократ лишился жизни за то, что провозгласил это учение. Исида Исида изображалась с различными эмблемами, означающими ее разнородные свойства. Светлый круг, змея, колосья и цитра означали почетные божества гекатейских (Геката — богиня ночи), вакхических, элевсинских и ионических мистерий, то есть таинств вообще, для которых аллегория была изобретена. Черная мантия с вышитым серебряным месяцем и звездами, в которую она облекалась, означала время, когда совершались таинства, а именно глухую ночь. Ее названия, возвращаясь к ним, приведены в словах, которые Апулей в своем «Золотом Осле», описывая мистерии под видом басни, влагает в ее уста. «Вот, Люций, тронутая твоею мольбою, я явилась к тебе; я — природа, родительница всех вещей, царица всех стихий, первобытное исчадие веков, высшее из божеств, владычица духов умерших, первое из небесных и первое из всемирных веществ, единый и многообразный вид самобытной материи; я, знаком управляющая яркими вершинами неба, ветрами на морях и тишиною в пределах под ним, единому божеству которой весь шар земной поклоняется под различными видами, множеством названий и разными обрядами. Поэтому первые фригийцы называли меня Пессинунтикой, матерью богов, жители Аттики — кекропсовой Минервой, плавающие киприйцы — пафосской Венерой, стрелоносные жители Крита — диктейской Дианой, трехъязычные сицилийцы — адской Прозерпиной и элевсинцы — древней богиней Церерой. Некоторые называют меня также Юноной, другие — Беллоной, еще другие — Гекатой и Рамнузией. Эфиопы, арийцы и египтяне, посвященные в древнюю науку, честят меня особенными обрядами и называют моим настоящим именем — «царица Исида». Из этого ясно, что Исида была в глазах посвященных не одной луной. В святилище разновидные образы сведены к единству, множество кумиров сливается в одно божество, то есть первобытную силу и разум. http://secretorder.ru/egipetskie_misterii.html



полная версия страницы